Промежуточная аттестация

Спецификация

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году промежуточной аттестации

по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

  1. Назначение КИМ для учащихся VIII классов

Назначение работы – переводной экзамен по информатике и ИКТ учеников VIII классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися материалами учебной программы по предмету.

Работа рассчитана на учащихся VIII классов. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с небольшими корректировками.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ. Охвачен наиболее значимый материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ и входящий в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и ИКТ, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодификатора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.3 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.4 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).

В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение; либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

Часть 3 работы является практическим заданием, проверяющим наиболее важные практические навыки курса информатики и ИКТ: умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.

Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с такими категориями программного обеспечения, как электронная (динамическая) таблица и среда формального исполнителя, а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.

  1. Связь экзаменационной модели ГИА для выпускников IX классов с ЕГЭ

Значительная часть заданий с выбором ответа и кратким ответом по типу аналогичны заданиям ЕГЭ по информатике и ИКТ, но по содержанию и уровню сложности соответствуют стандарту основного общего образования. При этом в работу включены задания из некоторых разделов курса информатики, не входящих в ЕГЭ по информатике и ИКТ (например, задания, относящиеся к технологии обработки больших массивов данных в электронных таблицах).

Одним из отличий в структуре работы является сокращение части 1 (задания с выбором ответом) за счет переноса заданий в часть 2 (задания с кратким ответом). Это сделано для уменьшения вероятности случайного угадывания ответа при выполнении работы.

Другим существенным отличием является формат части 3 работы (задания с развернутым ответом). В отличие от ЕГЭ, где часть 3 выполняется на бланке и результатом выполнения работы является записанное решение, проверяемое экспертом, в ГИА часть 3 выполняется на компьютере, и проверяемым результатом выполнения задания является файл. Это позволяет существенно расширить возможную тематику заданий и множество проверяемых умений и навыков, а также в дальнейшем перейти к исключительно компьютерной форме сдачи экзамена.

  1. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из 3 частей.

Часть 1 содержит 6 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 содержит 12 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.

Часть 3 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл. Задание 20 дается в двух вариантах: 20.1 и 20.2; учащийся должен выбрать один из вариантов задания.

Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации».

Часть 2 включает в себя задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».

Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной форме, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 20 дается в двух вариантах: задание 20.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 20.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке программирования. Учащийся самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания в зависимости от того, изучал ли он какой-либо язык программирования.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Части

работы

Число

заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Тип заданий

Часть 1

6

6

27

С выбором ответа

Часть 2

12

12

55

С кратким ответом

Часть 3

2

4

18

С развернутым ответом

Итого

20

22

100

 

  1. Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности

В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информатики и ИКТ.

Распределение заданий по разделам приведено в таблице 2.

Таблица 2

Название раздела

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

1

Представление и передача информации

4

4

18,3

2

Обработка информации

8

9

40,9

3

Основные устройства ИКТ

2

2

9,1

4

Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов

1

1

4,5

5

Проектирование и моделирование

1

1

4,5

6

Математические инструменты, электронные таблицы

2

3

13,6

7

Организация информационной среды, поиск информации

2

2

9,1

 

Итого

20

22

100

 На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • •единицы измерения информации;
  • •принципы кодирования информации;
  • моделирование;
  • •понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • •основные алгоритмические конструкции (ветвление и циклы);
  • •основные элементы математической логики;
  • •основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях;
  • •принципы организации файловой системы.

Задания, проверяющие сформированность умений применять свои знания в стандартной ситуации, включены в части 2 и 3 работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объем сообщения;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • создавать и преобразовывать логические выражения;
  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;
  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит в часть 3 работы. Это следующие сложные умения:

  • разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
  • разработка алгоритма для формального исполнителя или на языке программирования с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий

Кодификатор

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного

общего образования, для проведения переводного экзамена по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ

Пояснительная записка

Кодификатор составлен на базе Федерального компонента стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В кодификаторе два раздела, так как для описания каждого из заданий экзаменационной работы используется два кода: код, описывающий проверяемый элемент содержания (раздел 1), и код, описывающий проверяемое требование к уровню подготовки выпускника (раздел 2).

В первом и втором столбцах таблицы 1 указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.

В таблице 2 коды даются в первом столбце таблицы, второй столбец содержит описание проверяемых требований.

Коды из таблиц 1 и 2 используются для описания структуры экзаменационной работы в спецификации экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ.

Раздел 1. Элементы содержания, проверяемые на переводном экзамене у учащихся VIII классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ

Таблица 1

Код

раздела

Код

элемента

Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена

1

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

1.1

Представление информации

 

1.1.1

Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки

 

1.1.2

Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов

 

1.1.3

Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации

1.2

Передача информации

 

1.2.1

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации

 

1.2.2

Кодирование и декодирование информации

1.3

Обработка информации

 

1.3.1

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

 

1.3.2

Алгоритмические конструкции.

 

1.3.3

Логические значения, операции, выражения

 

1.3.4

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

 

1.3.5

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

1.4

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

 

1.4.1

Основные компоненты компьютера и их функции

 

1.4.2

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя

 

1.4.3

Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения

2

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

2.1

Основные устройства, используемые в ИКТ

 

2.1.1

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.); использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ

 

2.1.2

Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов

 

2.1.3

Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов

 

2.1.4

Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи

2.2

Создание и обработка информационных объектов

 

2.2.1

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул

 

2.2.2

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных

 

2.2.3

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов

2.3

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

 

2.3.1

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению

 

2.3.2

Ввод математических формул и вычисления по ним

 

2.3.3

Представление формульной зависимости в графическом виде

2.4

Организация информационной среды

 

2.4.1

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов

 

2.4.2

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения

 

2.4.3

Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)

 

2.4.4

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат

Раздел 2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации учащихся VIII классов общеобразовательных учреждений, по информатике и ИКТ

Таблица 2

Код

требований

Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе экзамена

1

Знать/Понимать:

1.1

виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;

1.2

единицы измерения количества и скорости передачи информации, принцип дискретного (цифрового) представления информации;

1.3

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

1.4

программный принцип работы компьютера;

1.5

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

2

Уметь:

2.1

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

2.2

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

2.3

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

2.4

создавать информационные объекты, в том числе:

2.4.1

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;

2.4.2

создавать записи в базе данных;

2.4.3

создавать презентации на основе шаблонов;

2.5

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);

2.6

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

3.1

создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

3.2

проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей объектов и процессов;

3.3

создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

3.4

передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм

minobrnso.png

images/banners/minobrrf.png

NSTU oporniyvuz

image007

Календарь новостей

« Декабрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Случайное фото

049.jpg