Назад Вперед

Листание страниц

Историческая  справка

  

          Еще около 250 г.н.э. в древнем Вавилоне в трудах Диофанта были приведены два правила решения уравнений. Им же была введена буквенная символика.

          В IX веке благодаря трактату "Наука об уравнениях" арабского учёного Аль-Хорезми правило и методика решения линейных и квадратных уравнений стали общедоступными. С этого времени слово "алгебра"  стало употребляться как синоним науки, главной задачей которой вплоть до середины XIX века было решение уравнений.

          В XVI веке в трудах Бомбелли была получена алгебраическим путём формула для решения квадратного уравнения. Почти одновременно с этим три учёных  -  Стацион дель Ферро, Никколо Тарталья и Кардано получили формулу корней кубического уравнения, содержащую радикалы второй и третьей степени.

          Вскоре после этого Людовико Феррари нашёл способ решения уравнения 4-ой степени, в него входили радикалы 4-ой степени.

          Далее, сколько бы сил ни прилагалось учёными разных стран, для уравнений степени выше четвёртой не удавалось получить аналогичных формул, хотя сомнений в том, что они должны существовать, не было.

          Важный шаг в исследовании уравнений был сделан Лагранжем, который установил связь между решениями уравнения в радикалах и перестановками корней и высказал сомнения в существовании общих формул для уравнений 5-ой степени и выше.

          Решение проблемы уравнений высших степеней по праву делят три математика XIX века - Карл Фридрих Гаусс, Нильс Хенрик Абель и Эварист Галуа. Так, Гауссу удалось решить задачу построения 17-и угольника с помощью линейки и циркуля. Решение этой геометрической задачи явилось причиной создания мощного алгебраического аппарата, разработанного в трудах Галуа. Заслуга Абеля же состояла в том, что он поставил вопрос о существования общего решения уравнения 5-ой степени и выше.

   В середине XIX века удалось найти условия, правило, по которому по коэффициентам уравнения, составляя соответствующую группу подстановок, или затем просто группу, можно ответить на вопрос, разрешимо ли уравнение высших степеней в радикалах.

   После открытий Гаусса, Абеля и Галуа алгебра полностью изменила своё лицо. Основной задачей алгебры стало не решение уравнений, а задача изучения алгебраических структур - групп, подстановок, колец, полей.

   К концу XIX века, началу XX века теория групп составляет ядро алгебры. Эта теория продолжает развиваться в трудах современных учёных.

   Необходимо отметить, что развитие науки математики, алгебры, в частности, находило и находит широкое применение в практике решения задач различного физического содержания.