Примеры. Пример 1. Решить уравнение |4 - x| + |x - 2| = 2. Решение. Область определения уравнения: x Î R. Разобьём числовую прямую точками, в которых меняют знаки выражения, стоящие под знаком модуля, и расставим эти знаки на полученных интервалах. На каждом из интервалов раскрываем модули и решаем соответствующие уравнения. Имеем три задачи, каждая на своем подмножестве числовой прямой. Граничные точки будем включать и в левые, и в правые интервалы, поскольку решения в дальнейшем объединяются.
Ответ. xÎ[2; 4]. Пример 2. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения задается условием x ¹ p/2
+ kp,
kÎZ. Разобьем область
определения на части, определяемые
неравенствами 1) cosx – sinx ³ 0, 2) cosx – sinx < 0. Не обязательно пытаться изобразить получаемые при этом множества на рисунке. Достаточно решать уравнение на каждом из них с учетом условий 1) или 2) соответственно. Раскрывая модули, получаем две задачи. Задача 1. Преобразуем последнее уравнение: Видно, что в этом случае sin x > 0. Введем переменную t = sin x и найдем положительный
корень квадратного уравнения t2 + t –1 = 0, удовлетворяет условию | t | £ 1, следовательно, существуют решения уравнения sin x = t. Проверим выполнение условия cosx – sinx ³ 0: Учитывая, что sin x > 0, делаем вывод: выполнение условия эквивалентно
выполнению неравенства cosx > 0:Следовательно, Задача 2. Преобразуем последнее уравнение: Проверим выполнение условия cosx – sinx < 0: при cos x = 1 его выполнение невозможно, при sin x = 0 имеем cos x < 0.
Отсюда |
|||||||||||
Ответ. |
|
||||||||||
Тождества
связывают уравнения и неравенства, содержащие модули, с
иррациональными уравнениями и неравенствами. Отметим, что иногда путь
решения, связанный не с раскрыванием модулей, а с использованием возведения в
квадрат, оказывается более коротким. При этом используются следующие
утверждения.
Пример 3. Решить неравенство Решение.
Область определения неравенства: xÎR. Способ 1. Разобьём числовую прямую точкой x = 3/2, в которой меняет знак выражение 2x – 3, стоящее под знаком модуля, на два интервала и решим две задачи:
Теперь нужно объединить решения. Способ 2. Возведем обе части уравнения в квадрат. Так как они неотрицательны, придем к равносильному
неравенству Тогда 4x2 – 12x – 16 ³ 0, x2 – 3x – 4 ³ 0, (x – 4)(x + 1) ³ 0. Способ 3. Введем новую переменную t = 2x – 3 и решим
неравенство | t | ³ 5 геометрически: | t | есть
расстояние от точки t до нуля на
числовой оси. Получили: t £ 5 или t ³ 5 , 2x – 3 £ – 5 или 2x – 3 ³ 5, 2x £ –2 или 2x ³ 8, x £ –1 или x ³ 4. Ответ. xÎ( – ¥; – 1]È[4; + ¥). Замечание. Преимущества второго способа в данной задаче были бы сомнительны, если бы сложнее вычислялись корни квадратного уравнения, при первом способе решения решаются линейные уравнения. Пример 4. Решить неравенство Решение. Область определения неравенства: xÎ( – ¥; 3)È(3; + ¥). Для применения метода возведения в квадрат необходимо ввести дополнительное
ограничение на значения переменной x. Поэтому рассмотрим два случая. 1) x £ 0. Все отрицательные значения переменной являются
решениями, так как в этом случае левая часть неравенства положительна, а
правая – отрицательна; x = 0 – так же решение, в чем убеждаемся непосредственной
подстановкой этого значения. 2) x > 0, x ¹ 3. Обе части
неравенства положительны. Возводим их в квадрат,
переходя к равносильному неравенству: Ответ. xÎ( – ¥; 1]È[5; + ¥). Пример 5. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения: xÎR. Так как обе части
уравнения положительны, возводя их в квадрат, придем к равносильному
уравнению |
|||||||||||
Ответ. |
|
||||||||||
Пример 6. Решить неравенство Решение. Область определения неравенства задается условиями x > 0, x ¹ 1, x ¹ 2. Или в другой форме: xÎ( 0; 1)È(1; 2)È(2; + ¥). Избежать отдельного рассмотрения трех интервалов позволит умножение обеих частей на 2 и затем возведение модуля в квадрат. Воспользуемся теперь монотонностью логарифмической
функции: возрастанием при x >1 и убыванием при 0< x
<1. Таким образом, решениями являются все значения
переменной из области определения. Ответ. xÎ(
0; 1)È(1;
2)È(2;
+ ¥). |