Полезные ссылки
Суббота, 21 декабря 2024
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Наименование Программы

Программа информатизации МБОУ «Инженерный лицей» на 2012-2017г.г. «Школа, работающая в ИКТ насыщенной среде»

разработчик

Пятаева И.Н.

Цели и задачи программы

Цели  программы:

­   создание модели школы, отражающей систему организации учебно-воспитательного процесса в условиях ИКТ насыщенной среды и обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения;

­   повышение качества образования посредством повышения информационной культуры и профессиональной ИКТ-компетентности специалистов лицея;

­   обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Задачи программы:

развитие единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС) лицея  для обеспечения доступности образования,  максимального удовлетворения различных образовательных потребностей;

  • оснащение административного и образовательного процесса необходимым оборудованием;

­      создание оптимальных условий для овладения и внедрения в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий;

­    переход на качественно новый уровень использования информационно-коммуникационных технологий по различным направлениям деятельности лицея.

  • разработка цифровых образовательных ресурсов;
  • запуск информационной среды образовательного учреждения

­      организация компьютерного мониторинга деятельности педагогического коллектива;

  • разработка и внедрение соответствующих новому образовательному стандарту  системы требований к ИКТ-компетентности;

­      Обеспечение условий для формирования информационной культуры всех участников образовательного процесса; формирование опыта интерактивного дистанционного взаимодействия через организацию системы доступа к удаленным образовательным ресурсам, использование дистанционных образовательных технологий.

      • развитие на базе Интернет-технологий дистанционного образования;
      • модернизация электронной медиатеки;
      • внедрение комплексной системы учета образовательных достижений учащихся.

­    Развитие имиджа «Лицей НГТУ». 

­

сроки реализации программы

2012- 2017 год

1 этап – 2012-2014

2 этап – 2014-2016

3  этап – 2016-2017

Трансформация содержания, методов и организационных форм учебной работы должна способствовать созданию условий для повышения качества образования, эффективной социализации школьников к жизни в условиях информационного общества.

Программа информатизации лицея предполагает доступ всех участников образовательного процесса к качественным информационным ресурсам для эффективной совместной деятельности.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человека. В современном мире информация играет решающую роль во многих сферах деятельности, не только познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, приобретает новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, уже невозможно представить современное общество без использования новых информационных технологий. Изменилась роль педагога, основная его задача – это поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск, организовывать их совместную работу. Как показывает практика, без новых информационных технологий невозможно представить современную школу. В данный момент возникает противоречие между потребностью общества и низким уровнем информационной культуры.

Информатизация – важнейшее направление модернизации системы образования, призванное нейтрализовать это противоречие. Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в школе; и создание единой информационно образовательной среды школы, города, района, страны; и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование  ресурсов сети Интернет в образовании.

Педагогический коллектив лицея в полной мере осознает преимущества, которые несет развитие и распространение ИКТ. В результате систематической методической работы в данном направлении будет приобретаться опыт активного использования информационного пространства в осуществлении управленческой, образовательной, учебной и воспитательной деятельности. Только высокий уровень подготовленности всех участников образовательного процесса позволит получать и правильно использовать и анализировать полученную информацию.

Годы 2009-2010 можно рассматривать как начальный этап новой программы информатизации лицея, вызванный новыми условиями развития лицея. В эти годы в  связи с реорганизацией Лицея НГТУ,  расширением состава учащихся  и педагогического коллектива, слиянием со школой № 171 разработанная ранее программа информатизации лицея потребовала разработки новых проектов для достижения поставленной цели. Так, школа №171 не имела мультимедиапарка такого уровня, каким был оснащен лицей, в здании не была проведена локальная сеть, не существовало системы компьютерной безопасности. Все это создало предпосылки для разработки и реализации нового этапа программы информатизации 2009-2012г.г.

Однако жизнь не стоит на месте и развитие лицея на основе системного подхода требует более широкого внедрения в повседневную деятельность образовательного учреждения новых информационных технологий (НИТ), основанных на использовании компьютерной техники по следующим основаниям:

–             возрос поток информации о ходе и результатах образовательного процесса и научно-методической деятельности;

–             в связи с увеличением потока оперативной информации возникает потребность в создании определенного алгоритма сбора информации на всех уровнях управления образовательным процессом для принятия адекватных управленческих решений;

–             наработанная система использования компьютерной техники в школе для учебного процесса не совсем удовлетворяет  педагогический коллектив;

–             подключение к глобальной информационной сети Internet требует более высокой подготовки участников педагогического процесса, занятых этой работой, и выводит на абсолютно другой уровень внешние связи школы с другими учебными заведениями России и организациями.

–             в учебную деятельность все шире внедряются мультимедиа-технологии.

–             создание медиатеки на базе библиотеки требует специальной подготовки библиотекаря.

–             имеющейся компьютерной техники недостаточно для реализации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, возникла необходимость в разработке «Программы информатизации лицея» для перехода на новый этап развития и быстрого решения выявившихся проблем, комплексного использования компьютерной техники и применения НИТ всеми педагогическими работниками школы.

Данная программа определяет основные направления деятельности лицея по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Программа является основанием для принятия администрацией лицея нормативных и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития системы информатизации

В 2011 году была проведена независимая экспертиза состояния информатизации лицея в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров. Результаты экспертизы и рекомендации были использованы в разработке программы информатизации см. Приложение 1

На основании данных рекомендаций и была разработана настоящая программа, включающая 3 подпрограммы:

  1. ЕИКС (единая информационно-коммуникационная среда) – модернизация и оптимизация
  2. Внедрение комплексной системы учета индивидуальных достижений учащихся (Электронный дневник);
  3. «Обучение рядом». Развитие сервисов дистанционной поддержки образовательного процесса.

Подпрограмма 1. ЕИКС (единая информационно-коммуникационная среда) – модернизация и оптимизация

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы.

Цель подпрограммы:

  • развитие единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС) лицея  для обеспечения доступности образования,  максимального удовлетворения различных образовательных потребностей;

Планируемые образовательные результаты:

  1. Формирование основных элементов единого информационного пространства школы обеспечивающих эффективное использование ИКТ в образовательном процессе.
  2. Рост ИКТ-компетентности учителей за счет активного использования ресурсов школьной локальной сети.
  3. Формирование у педагогов школы общего видения места ИКТ в образовательном процессе, накопление испытанных методик по использованию ресурсов цифровой образовательной среды школы.
  4. Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учеников за счет повышения доступности аппаратных и программных средств на уроках и факультативных занятиях.
  5. Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности учителей за счет доступности компьютерных средств для самообразования и подготовки к урокам и другой учебно-воспитательной деятельности.
  6. Рост образовательных результатов за счет использования современных учебных материалов и доступности современных коммуникационных технологий.

Возможные трудности и риски:

  1. Несоответствие возрастающих ответственности и требований к техническому персоналу, отвечающему за функционирование сети школы и реальными его возможностями и квалификации.
  2. Несоответствие квалификации преподавательского и административного состава школы решаемым задачам.
  3. Несанкционированное и бесконтрольное подключение к школьной сети через Wi-Fi доступ.
  4. Несанкционированный доступ к сетевым папкам пользователей, умышленное уничтожение информации.
  5. Возрастает нагрузка на технический персонал, обслуживающий технику, эти нагрузки могут не соответствовать его квалификации и возможностям.
  6. Частые поломки техники и оборудования из-за недостаточной компетентности преподавательского состава и учеников лицея.
  7. Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, недоброжелательное отношение к активным и инициативным коллегам.
  8. Недостаточная квалификация педагогического и административного персонала для решения поставленных задач.

 

Направление деятельности лицея

 

Индикаторы эффективности внедрения

Установка компьютеров всем администраторам лицея для подготовки документов, ведения делопроизводства в электронном виде, оперативного общения с сотрудниками с использованием электронной почты, чатов, голосовых средств компьютерной связи.

Администрация лицея полностью оснащена компьютерной техникой для подготовки документов, ведения делопроизводства в электронном виде, оперативного общения с сотрудниками

Обеспечение лицея достаточным количеством цифровых устройств для работы с графической информацией: сканеры, цифровые фотоаппараты видеокамеры, графические планшеты, документкамеры

Одно устройство на 8–10 учеников

Подключение большинства компьютеров лицея к ЛВС. Организация точек Wi-Fi-доступа к ресурсам локальной сети.

Доля компьютеров, подключенных к ЛВС, составляет примерно 80%, реализован беспроводный доступ к ресурсам локальной сети.

Разработка и внедрение системы правил использования лицеистами, учителями, администрацией цифровых устройств (принтеров, сканеров)  как общелицейского ресурса

Администрация требует неукоснительного исполнения регламента, следует правилам более 80% педагогов и примерно 50% - 60% лицеистов.

Разработка системы правил работы с ресурсами лицейской ЛВС

Разработанные инструкции и положения

Использование видеотехнологий в проектной деятельности и во внеклассной работе

Разработаны и размещены в медиатеке не менее 3–10 дисков собственного производства

Оснащение предметных кабинетов лицея мультимедийными проекторами и экранами, интерактивными досками

Все  кабинеты лицея оснащены мультимедийными проекторами и экранами, начальная школа и кабинеты-лаборатории на 100% оснащены интерактивными досками

Создание системы видеонаблюдения

Планирование и проведение педсоветов, совещаний, участие в конкурсах и семинарах разного уровня, посвященных развитию лицейской цифровой образовательной среды.

Обсуждение не менее 2-х раз в год на совещаниях и педсоветах вопросов связанных с использованием ИКТ (обмен опытом).

Разработка мер по насыщению школы компьютерами: приобретение современных компьютеров, использование устаревшей техники.

1 компьютер — не более чем на 5 учеников;

большинство учебных кабинетов оснащены компьютерами;

Организация мобильного класса

организация мобильного актового зала

актовый зал полностью оборудован необходимой техникой (компьютер, проектор, колонки, экран, микрофоны и др)

Подпрограмма  2 Внедрение комплексной системы учета индивидуальных достижений учащихся (Электронный дневник);

Развитие систем оценки качества образования требует поддержки в рамках автоматизированной системы различных видов оценивания (например, критериальных). Деятельность Правительства РФ по переводу государственных услуг в электронный вид определяет необходимость информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса в электронном виде.

­   Цели: повышение качества образования посредством повышения информационной культуры и профессиональной ИКТ-компетентности специалистов лицея;

Планируемые образовательные результаты:

  1. Повышение качества образования за счет повышения уровня прозрачности учебного процесса; автоматизации учетных функций; повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся; удобства ведения учета и анализа учебной деятельности повышение надежности хранения информации; повышения уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса (совершенствования контроля за вводом и изменением информации); технологического развития учебного процесса.
  2. создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
  3. эффективность использования сайта школы;
  4. создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
  5. повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
  6. повышение качества образования;
  7. рост ИКТ - компетентности учителей;
  8. повышение квалификационной категории учителей;

Возможные трудности и риски:

  1. Не выполнение участниками образовательного процесса  требований, определенных в  нормативно-правовых актах.
  2. Несоответствие возрастающих ответственности и требований к техническому персоналу, отвечающему за функционирование сети школы и реальными его возможностями и квалификации.
  3. Несоответствие квалификации преподавательского и административного состава школы решаемым задачам.
  4. Несанкционированный доступ к профилям участников, умышленное уничтожение информации.
 

 

Направление деятельности лицея

 

Индикаторы эффективности внедрения

Разработка системы локальных актов

Полный комплект документов (Система локальных актов лицея) 

Ведение сложных систем оценивания (критериально ориентированной и др.);

Разработаны системы оценивания по всем предметам

Автоматизация учебного процесса

организованы и используются всеми участниками образовательного процесса на 100%:

-автоматизация контроля за своевременным и правильным заполнением журнала;

- автоматизация учета замен и табеля рабочего времени;

- получение аналитических и статистических сводок;

- экспорт и импорт данных;

- получение различных отчетных форм;

-интеграция с внешними ИС (ИС управления, бухгалтерии, кадровой службы и др.)

Разработка системы учета индивидуального прогресса обучающегося

Создана система электронных портфолио учащихся;

Сервис электронного журнала и дневника используется всеми участника образовательного процесса на 100%;

  1. распространение и обобщение опыта учителей через участие в научнометодических и научно-практических семинарах, конференциях, публикации, втом числе в Интернет - формах;

-


Подпрограмма 3. «Обучение рядом». Развитие сервисов дистанционной поддержки образовательного процесса.

Развитие  технологий в сфере образования не стоит на месте, ежедневно появляются новые интересные проекты, помогающие более увлекательно и не стандартно овладеть учебными знаниями и навыками. В связи с этим решение модернизировать имеющийся портал одно из первостепенных.

Цель оптимизации портала лицея:

Оптимизированный портал должен не только быть реальным инструментом сотрудников лицея (администрации и педагогов), которые пользуются им в рабочем порядке,  но и стать активной и эффективной информационно-коммуникационной площадкой (как между школьниками,  родителями, педагогами и административным составом учебного заведения).

Портал содержит следующие рабочие компоненты:

Сайт лицея (техническое обеспечение)

  • MoodleLyceum
  • WIKILyceum
  • Skype
  • Дневник.Ру
  • Информер
  • Радио «На всех этажах»
  • Электронная библиотека «Virtua»
  • Почтовая связь
  • Методические пособия (медатека)

 

Планируемые образовательные результаты:

  1. Повышение ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности педагогического и административного состава лицея, повышение педагогической компетентности, расширение педагогического опыта за счет сетевого профессионального общения.
  2. Повышение информационной и коммуникативной компетентности учеников при их самостоятельной работе с ресурсами Интернет.
  3. Повышение качества образования за счет значительного роста качества и количества используемого учителями учебно-демонстрационных и контрольных материалов.
  4. Улучшение образовательной ситуации для часто болеющих учеников.
  5. Повышение качества образования за счет расширения спектра образовательных активностей.
  6. Рост интереса школьников к изучению ИКТ и применению различных цифровых аппаратных средств в учебном процессе.
  7. Использование педагогами современных цифровых дидактических материалов повысит качество уроков и, как результат, всего учебного процесса.
  8. Повышение ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.
  9. Формирование межпредметных связей между ИТ и другими предметами школьного курса на основе использования единого школьного банка цифровых учебных ресурсов.

10.  Формирование ученических цифровых портфолио, необходимых для оценки успешности обучения школьников.

11.  Пополнение школьной медиатеки современными образовательными ресурсами, которые используются в учебном процессе школьниками, учителями, родителями.

12.  Накопление опыта в дистанционных методах обучения, что значительно расширяет спектр услуг, предоставляемых школой, и повышает качество образования за счет привлечения внешних специалистов.

13.  Эффективность использования сайта лицея;

14.  Рост образовательных результатов школьников за счет использования деятельностного подхода в обучении.

15.  Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе;

16.  Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;

17.  Лицейская медиатека может гарантировать каждому ребенку доступ к новейшим технологиям и получение необходимых навыков – информационную технологическую грамотность каждому ребенку.

Возможные трудности и риски:

  1. Доступность нежелательной информации для учеников (порнографической, экстремистской и т. п.)
  2. Нежелание части учителей работать в новых условиях, требующих постоянного повышения квалификации, дополнительных временных затрат при освоении новых программных продуктов, недоброжелательное отношение к активным и инициативным коллегам.
  3. Подмена исследовательской работы, творческой, реферативной простым «скачиванием» информации их Интернет.
  4. Неэффективность использования ИКТ по тем или иным причинам: недостаточная компетентность и опытность педагогов, некачественные ЦОРы и ИУМК, неотработанная методика их использования и, как следствие, — разочарование в перспективах информатизации, нежелание работать в этом направлении в дальнейшем.
  5. Учитель, из-за недостаточной ИКТ-грамотности не может использовать компьютеры зоны свободного доступа без дополнительной помощи и технической поддержки.
  6. Некомпетентное использование компьютерной техники (особенно в зонах свободного доступа) и, как следствие, — частые поломки, постоянные проблемы с расходными материалами для принтера и ксерокса при их неумелом использовании.
  7. Перегрузка учащихся дополнительными заданиями и дополнительной самостоятельной работой, несоответствие уровня сложности заданий уровню подготовленности учащихся, и, как следствие, снижение интереса к самостоятельной, проектной работе, работе с ИКТ

 

Направление деятельности лицея

 

Индикаторы эффективности внедрения

Повышение ИКТ-квалификации учителей: организация групповых и индивидуальных консультаций, обеспечение условий для посещения специализированных курсов, техническая и методическая поддержка учителей с недостаточным уровнем ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности,

Доля ИКТ-грамотных учителей составляет не менее 80%

Создание администрацией лицея системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной деятельности

Доля учителей, регулярно применяющих ИКТ в своей работе, составляет не менее 80%

Повышение уровня ИКТ-компетентности учителей: участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах

Доля ИКТ-компетентных учителей составляет примерно 30%

Использование учителями при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров, цифровых фото- и видеокамер, компьютерных лабораторий, программно управляемых станков, роботизированных конструкторов, интерактивных досок.

В тематическом и поурочном планировании не менее 3–5 предметов зафиксировано использование наборов ЦОРов и УИМК

Формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ (методик и примеров): съемка видеофильмов, разработка программных продуктов, выпуск лицейской газеты, подготовка выпускных мультимедийных альбомов, проведение экологических наблюдений и т.п.

Выполнение подобных заданий 1-3 раза в год не менее чем 30% учеников старшей ступени лицея и не менее 10 – 15% - среднего звена

Разработка мероприятий по улучшению хранения, обмена и доступа к цифровым учебно-методическим материалам как общелицейским ресурсам: создание базы данных учебных материалов, разработанных учителями и лицеистами, размещение в открытом доступе информации о ресурсах медиатеки, размещение в открытом доступе ресурсов медиатеки, формирование, размещение в открытом доступе информации и постоянное обновление информации об образовательных ресурсах Интернет.

Примерно 20%–30%цифровых материалов учителей размещены в открытом доступе в Интернет или на сервере локальной сети лицея.

Примерно 10%–20% цифровых материалов лицеистов, размещены в Интернет или в локальной сети (портфолио учеников).

Создание архива цифровых образовательных ресурсов как ресурса медиатеки

Более 100 наименований учебных цифровых продуктов доля полученных за счет централизованных поставок 10%–20%, усилиями педагогов — 80%–90%

Участие в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, телекоммуникационных проектах

Не менее 2 учеников от каждой параллели

Подключение лицея к Интернет, разработка системы правил использования Интернет

Все  компьютеры в лицее подключены к Интернет, в лицее есть постоянный доступ в Интернет всем участникам образовательного процесса. Разработана система   правил использования Интернет учениками, учителями и родителями

Использование Интернет на уроках, преимущественно на уроках информатики и ИТ в рамках учебной программы.

Определено место в учебной программе для изучения Интернет и сетевых ресурсов, проводятся плановые уроки.

Использование Интернет во внеурочное время для самостоятельного выполнения учебных заданий, поиска информации по различным предметам, выполнения проектных работ, дистанционного обучения и тестирования.

Задания, предполагающие поисковые действия в сети Интернет используются в 3–5 предметных курсах эпизодически 2–3 раза в год.

Приобретен опыт участия в дистанционных образовательных курсах, конкурсах, олимпиадах (приняли участие 10–15% лицеистов)

Использование учителями Интернет для подготовки к урокам (поиск информации, изучение информации образовательных сайтов), получения оперативной информации (электронная почта, информационные сайты), руководства лицеистами, участвующими  в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах, обмена информацией с коллегами, родителями и учениками (Интернет-форумы, электронная почта, чаты)

Доля учителей, использующих эпизодически ресурсы Интернет в учебной практике и для общения с коллегами, учениками и их родителями составляет 40–50%, 20% делают это регулярно.

Некоторые учителя лицея (2–3 человека) принимают участие в Интернет-проектах, олимпиадах, конференциях или других сетевых активностях.

Ресурсы

наименование

кол-во 2012

должно быть

Системные блоки

из них:

среверов

100

2

120

3

Мониторы

99

117

Ноутбуки

7

37

Проекторы

18

28

Интерактивные доски

8

15

UPS

8

120

Сканер

3

Принтер

11

МФУ

14

19

Экран

12

14

Кондиционер

3

Ризограф

1

2

Телевизор

6

Магнитола

3

4

Перепл. Машина

1

Ламинатор

1

Колонки

22

28

Xerox

0

DVD

4

телефон

16

Дигитайзер

1

Факс

3

Документ камера

1

2

видеокамеры

2

3

 

 

minobrnso.png

images/banners/minobrrf.png

NSTU oporniyvuz

image007