Эффективность использования ИКТ в МБОУ «Инженерный лицей НГТУ»
О создании ИКТ-насыщенной образовательной среды можно говорить тогда когда информатизация школы перестанет восприниматься как способ создания технологической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию образовательного процесса, а начинает рассматриваться как ресурс для педагогических инноваций, результатом которых должно стать новое качество образования.
Создание и развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды в Инженерном лицее НГТУ идет в рамках реализации программы информатизации лицея, разработанной на период 2005-2010 г.г., и в соответствии с локальными актами (положения о медиацентре и лицейской информационной службе, должностные инструкции, инструкции по технике безопасности). Программа информатизации лицея работает с 1999 года. В настоящее время в связи с реорганизацией лицея путем присоединения к нему школы №171 разработана новая программа информатизации, которая является частью более крупного проекта "Перспективной программы развития МОУ - Лицей НГТУ на 2008-2010 годы".
Подготовку по различным программам дополнительного профессионального образования в сфере применения ИКТ в образовании регулярно проходят практически все учителя и администраторы ОУ . Это и курсы повышения в НИПКиПРО, и в ГЦИ «Эгида», и в рамках работы лицея НГТУ как базовой школы по информатизации по повышению ИКТ -компетентности педагогов Ленинского района (учитель Гудзева Н.Н)
Цели программы информатизации:
• Создание условий для повышения качества образования на основе использования телекоммуникационных и информационных технологий.
Задачи программы:
• Создание информационного пространства, удовлетворяющего потребностям современного образовательного учреждения.
• Переход на качественно новый уровень использования информационно-коммуникационных технологий по различным направлениям деятельности лицея.
• Развитие имиджа "Лицей НГТУ".
Оснащение компьютерной техникой ИЛ НГТУ
Количество компьютерной и периферийной техники в ОУ, в т. ч. |
Компьютеры |
Ноутбуки |
Проекторы |
Интерактивные доски и плазменные панели* |
Принтеры и многофункциональные устройства |
Итого |
65 |
3 |
8 |
6 |
17 |
В 10 учебных кабинетах и 3 кабинетах информатики 45 компьютеров. Рабочие места преподавателя (РМП) оснащены мультимедийными компьютерами, так же компьютерами оснащены рабочие места учащихся (РМУ) в кабинетах информатики и кабинете физики. Большинство компьютеров снабжено наушниками и микрофоном.
Компьютерной техникой оснащены кабинеты психолога, социального педагога, администрация, бухгалтерия. Все компьютеры объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет. Администраторами лицея разработана политика безопасности и правила поведения в сети, а именно помимо локальных актов созданы программы входа в локальную сеть с дополнительной электронной регистрацией и записью имеющихся замечаний. Создан электронный журнал заявок и претензий, куда любой участник учебного процесса может отправить свою просьбу.
Надо отметить, что вся техника была закуплена в то время, когда в лицее обучалось 380 учащихся. В настоящее время в лицее обучается 690 учащихся и компьютеров стало недостаточно для проведения занятий.
На преподавательский компьютер устанавливается специальное программное обеспечение (SynchronEyes), которое позволяет учителю управлять со своего РМП работой всех компьютеров в классе в соответствии с формой проведения конкретного занятия и его сценарием.
Использование в учебной деятельности учащихся компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
- повышение мотивации к самообучению;
- формирование новых компетенций;
- реализация креативного потенциала;
- повышение личностной самооценки;
- развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
Преподаватели и учащиеся регулярно участвуют в различных конкурсах и грантах в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по информатизации муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2008-2010 годы и в целях развития единого информационного пространства. Так в 2009 году МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» получил статус Городской экспериментальной площадки по информатизации образования « Школа современного опыта информатизации образования» по двум номинациям: «Мир творчества» и «Технология успеха».
В течение года преподавателями лицея разрабатывались, апробировались и внедрялись элементы нового содержания обучения и воспитания на основе широкого применения информационных технологий. В номинации « Технология успеха» в течение года реализовывался проект «Разработка дистанционного курса «Физика» (раздел «Механика»). Целью проекта являлось создание учебно-методического комплекта электронных дидактических материалов для дистанционного курса «Физика» (раздел «Механика»), включающих лекционные, контролирующие и тренировочные материалы.
Реализация проекта была рассчитана на весь 2009-2010 учебный год.
В октябре были выработаны общие рекомендации по составу УМК, содержанию и объему дидактических материалов, структуре и методике использования контрольно- измерительных заданий и материалов. А именно: по каждой теме курса должна быть разработана лекция с теоретическими материалами (текстовый файл, иллюстрация в форме презентаций), семинарские работы (по 10-12 заданий в каждой), контрольные работы. Особое внимание уделялось установлению более полного соответствия содержания УМК целям, специфике и объему обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Разработанные материалы выставлены на сайте НГТУ http://cddo.edu.nstu.ru/ .
- В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
Использование в образовании цифровых ресурсов (при условии, что они созданы при участии опытных педагогов-методистов), само по себе меняет роль учителя. Ведь теперь в распоряжении учеников, помимо учебника, также имеется доступ к Интернету и электронным изданиям образовательного характера. Учитель уже не должен стремиться к тому, чтобы рассказать на уроке все «от начала до конца» своими словами. Скорее, важно собрать имеющиеся электронные источники информации и прокомментировать их. Эта форма работы так же используется в лицее, а именно создание собственных материалов в CMS Moodle или разработка творческих проектов в Wiki. Сайты Lyceum Moodle и Lyceum Wiki располагаются на сервере лицея и работают с 1 сентября 2010г. Так, учащимися 11 и 9 классов на сайте Lyceum Wiki размещаются проекты, над которыми работают ребята, есть и новая для нас форма работы Web-квест. Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой учащиеся осуществляют поиск информации в сети. Результаты этой работы размещаются на страницах Lyceum Wiki.
Очень интересна и продуктивна работа в CMS Moodle как для учащихся так и для учителя. В компьютерном классе появляются дополнительные возможности вовлечь всех учеников в общую работу с новым материалом. Более того, эту работу можно продолжить дома. Некоторые задания учащиеся получают на дом. В том числе и электронные лабораторные работы.
В CMS Moodle разрабатывают свои курсы Владимирова М.Я. (физика 7 класса, располагается на сайте http://admin.nios.ru/) Гудзева Н.Н., Муль П.Ф., и др.
Кроме того в лицее часто используется такая форма подготовки к ЕГЭ, как компьютерное тестирование. На машинах установлен бесплатный тестировщик MyTest. Тестовые задания постоянно пополняются. Такие формы работы проводятся на занятиях «Информационные технологии в физике».
Помимо «Информационных технологий в физике», в учебном плане лицея стоят «Информационные технологии в математике» ( учебное пособие разработано преподавателями математики) и «Информационные технологии в экономике».
Все интенсивнее используют ИКТ в начальной школе. Учителя прошли курс подготовки на базовой площадке (Гудзева Н.Н.) по работе с интерактивной доской и сами готовят электронный материал к уроку.
К результатам достижения цели можно отнести:
- Повышение квалификации педагогических кадров в области информационных технологий
- Повышение интереса учащихся к предмету
- Возможность получать консультации учащимися не только на уроке, но и дистанционно.
Вместе с активным развитием сети Интернет появляются и новые формы общения – сетевые. Сегодня современное общество все более интенсивно использует социальные сети (т.е. сообщества людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой), существующие в Интернете. Дальнейшим развитием ИКТ-насыщенной среды планируется создание лицейских сообществ в сети Интернет, что позволит не только распространять электронные образовательные ресурсы, внедрять методики их использования, модернизировать системы методической поддержки информатизации образования, а что не менее важно также учитывать воспитательный аспект учебного процесса. Так, в номинации «Технология успеха» в течение года разрабатывался и апробировался проект «Информатизация воспитательного процесса». Целью проекта являлась организация и проведение внеклассных мероприятий, ранее не проводимых в лицее, с использованием ИКТ силами классных руководителей и учащихся групп (участников проекта).
Реализация проекта была рассчитана на весь 2009-2010 учебный год.
Была налажена консультативная помощь для тех, кому нужно было научиться пользоваться принтером, сканером, мультимедийным проектором, умением находить нужную информацию в сети Интернет. При создании конкретных мероприятий педагоги столкнулись с необходимостью обучения таким навыкам работы с компьютером как работа со звуком и видео. Были проведены не только все лицейские мероприятия с использованием ИКТ-технологий, но и родительские собрания, и классные часы. Некоторые преподаватели используют Skype для консультаций по предмету или для оповещения и организации классных мероприятий.
К результатам достижения цели можно отнести:
- Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов;
- Проведение всех заявленных в проекте мероприятий и их результаты.
- Желание многих педагогов участвовать в конкурсах различного ранга, где необходимо использовать ИКТ.
- Обучение группы педагогов силами лицея “Основам работы с интерактивной доской” и создания копилки материалов для использования в работе с младшими школьниками. В перспективе – обучение учителей-предметников этому же курсу.
- Освещение всех проведённых мероприятий в школьной прессе и на сайте лицея.
- Возросший интерес учащихся к совместной деятельности в жизни лицея.
В современном образовании не только печатные тексты, но и музыкальные записи, телепередачи и радиопрограммы становятся образовательными мультимедийными объектами, доступными в Сети.
Лицейский медиацентр – это не только довольно обширная медиатека, но и с сентября 2010 года это еще и электронная библиотека. Автоматизированная библиотечная система информационная система (АБИС) Virtua позволяет создавать электронный каталог всех имеющихся ресурсов (художественная литература, учебники и учебные пособия, справочники и энциклопедии, электронные ресурсы). Электронная выдача изданий состоит в оперативном обслуживании читателей путем регистрации книг со штрих-кодом в электронном формуляре читателя.
В лицее работает радио «На двух этажах». Учащиеся монтируют на компьютере выступления, готовящиеся в эфир. Работает пресс-центр, выпускает газету «Мы с лицеем».
Вся работа в сфере информатизации лицея курируется Лицейской информационной службой, в которую входит: Центр технической поддержки (администраторы, лаборанты, инженеры), лаборатория информационных технологий (учителя и преподаватели кафедр и МО), медиацентр (библиотекарь, главный редактор издательского центра)
Для информации всех участников образовательного процесса была разработана программа Info Touch и приобретена и установлена интерактивная панель, на которую выводится вся информация о лицее: расписание занятий, работа всех служб, работа и меню столовой, новостная лента, развивающие игры для малышей и др.
Сайт лицея успешно функционирует с 2006года.
Интеграция педагогических технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения, на создании учебных ситуаций и реализации проектной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий обучения, позволяет строить учебный процесс, отвечающий основным требованиям, предъявляемым к нему стандартами второго поколения, и отражающий их принципиальные особенности.